Виды швартовых концов
В запутанной и зачастую непонятной дилетантскому уху судовой (морской) терминологии швартовый конец или просто швартов представляет собой специальный трос. Посредством него судно крепится к причалу, бочкам, палам, либо другому судну, обеспечивая неподвижное положение судна относительно объекта швартовки. В переводе с голландского «zwaar touw» означает «тяжелая веревка», что, по сути, определяет назначение этой важной составляющей швартовых устройств. На практике швартовый конец крепится за кнехты судовых швартовых устройств, другой конец троса, как правило, оснащен петлей (огоном) для крепления за береговые кнехты. Учитывая значимость надежной швартовки нельзя недооценивать важность правильного выбора швартового троса при оснащении судна. Основными критериями при выборе швартового троса являются:
- диаметр, определяемый длиной и тоннажем судна, а также типом швартового устройства;
- оптимальная длина самого троса, зависящая от месторасположения швартового оборудования и типа швартовки;
- конструкция и материал, из которого изготовлен швартов.
Последний из критериев наиболее важен, поскольку от материала каната зависит долговечность и надежность швартового оборудования.
Из каких материалов изготавливают швартовые концы?
На протяжении тысячелетий судоходства традиционно швартовы изготавливались из растительных материалов. Это были канаты из пеньки, сизаля, льна, джута и других волокон растительного происхождения. Натуральные материалы обладали рядом существенных недостатков, в частности:
- большой усадкой при намокании;
- подверженностью гниению;
- снижением прочности в процессе эксплуатации.
С появлением стальных тросов, последние составили конкуренцию растительным канатам, однако и они не были лишены недостатков. Главным из них была плохая сопротивляемость динамическим нагрузкам, кроме того стальные тросы:
- нуждаются в регулярной смазке;
- сложны и опасны в обращении.
По-настоящему революционным оказалось появление тросов из высокопрочных синтетических материалов. По прочности они не уступают стальным тросам, а для некоторых материалов даже превосходят сталь. Швартовый канат из полимера легок, пластичен, износостоек, что объясняет его долговечность и простоту в использовании. Механические характеристики синтетических шнуров зависят как от характеристик материала, так и от конструкции изделий.
Различают два типа конструкции:
- тросовая свивка, отличающаяся более высокими разрывными нагрузками, но меньшими амортизирующими свойствами;
- двойного плетения, имеющего несущий плетеный стержень и защитную плетеную оболочку.
В качестве материалов используется полиамид, полиэфир, полипропилен. Швартовы из полиамида (капрона) обладают высокой прочностью и эластичностью, но главным их достоинством принято считать пружинящие свойства, способные поглощать ударные нагрузки. Высокими показателями прочности и износостойкости отличаются швартовые троса из полиэфира (полиэстера), сохраняющие свои характеристики даже при намокании. Хорошей прочностью и износостойкостью отличаются изделия из полипропилена, тем более что доступная стоимость позволяет рассматривать полипропиленовый шнур в качестве бюджетного варианта. Они легки (меньший удельный вес, чем у воды, обеспечивает швартовым из полипропилена положительную плавучесть), не гигроскопичны, устойчивы к химически активным средам.
Швартовы от «ИЦТМ-ПЕТРОКАНАТ»
Компания «ИЦТМ-ПЕТРОКАНАТ» предлагает швартовые концы, изготавливаемые по техническому заданию заказчика. У нас можно заказать изделия из практичного и надежного полипропилена либо из высокопрочного, устойчивого к УФ-излучению полиэстера. Длина и прочие характеристики определены требованиями заказчика.